В Рязани вышел первый номер региональной партийной газеты ЗА ПРАВДУ. Центральной публикацией издания стало масштабное интервью с Захаром Прилепиным, где он рассказывает, зачем создал партию, что им движет, делится отношением к таким волнующим темам, как пенсионная реформа, дистанционное образование и многим другим.
– Захар, давайте начнем с главного: зачем вы, известный российский писатель, пошли в политику? Что вами движет: честолюбие, желание остаться в истории? Или с чем-то из окружающей действительности настолько не можете смириться, что думаете «никто, кроме нас»?
– Скорей, последнее. У нас собралась сильная команда: от полевых командиров Донбасса до виднейших экономистов и политологов – в лице Сергея Михеева, Семёна Багдасарова, Николая Старикова, Наталии Нарочницкой, Николая Новичкова, Киры Сазоновой и огромного количества людей, что называется, «от земли», «от сохи» – производственников и работяг, военных и крестьян, – которые, по сути, являют собой новую силу в стране, не желающую ассоциировать себя ни с одной из существующих политических организаций.
Что до моего честолюбия – оно давно удовлетворено и даже, поверьте на слово, никаких особенных политических амбиций у меня нет. Я – лишь часть нашей команды.
Но я очень болезненно пережил распад моей страны в 1991 году и события на Украине в 2014 году. Я точно не хочу повторения этого сценария в сегодняшней России. А вероятность этого более чем высока.
– Хорошо. Сейчас действительно наблюдается тренд политических успехов людей «от культуры». В Италии, на Украине. Вы хотите стать «российским Зеленским»?
– Вы путаете принципиально разные вещи.
Россия – страна слова, то есть продуманной и облечённой в высказывание мысли. Уже князья Древней Руси выступали, как сегодня сказали бы, с программными сочинениями и поучениями, осмысляя русское бытие. Иоанн Грозный был не только великим государем, но и крупнейшим писателем своего времени. Екатерина Великая сочиняла пьесы, вели умнейшую переписку с Вольтером. Крупнейшие русские поэты и писатели – Державин, Грибоедов, Тютчев, Салтыков-Щедрин – были при этом и крупнейшими политиками – в самом прямом смысле. Владимир Ленин определял свою профессию как «литератор» – и написал десятки томов сочинений. Равно как и Сталин, и прочие их соратники. Да и противники тоже.
То есть, все мной названные так или иначе реализовывали в политике то, что продумали и описали. В трактатах, в научных работах, в литературной критике и даже в стихах.
Зеленский же – это ровно противоположный, американский тренд. Это не «люди культуры». Это – шоумены. Они произносят скетчи, придуманные для них другими людьми.
Это американская традиция, традиция страны, которая смотрит в экран. Эта страна выбирает актёра Рональда Рейгана в президенты, актёра Арнольда Шварценеггера в губернаторы, актёра Клинта Иствуда в мэры, а затем, на новом витке, снова выбирает в президенты бизнесмена, шоумена и опять же актёра – Трампа.
Только обратите внимание, что если раньше в мире выбирали маскулинных персонажей – ковбоя Рейгана, качка Шварца и брутала Трампа, – то сегодня мы видим тенденцию на понижение, народы выбирают во власть… комиков.
Всё это не имеет к русской «мыслящей», «думающей» традиции ни малейшего отношения.
В нашей партии собрались люди, которые выстрадали и, более того, записали все свои убеждения и свои чаяния. Мы – партия без спичрайтеров.
– Что вы вообще думаете о России? О русских? Сейчас, в будущем? Что у нас есть и что нас ждёт? Каково наше место в мире, наша судьба?
– Россия – не «молодая страна», какой нас пытаются выставить, а древнейшая цивилизация, с тысячелетней линейной историей. В мире единицы стран, имеющих столь огромную и сравнимую с нашей традицию.
Мы должны оценить эту традиции хоть в какой-то мере и перестать изображать из себя «запад», остановить это обезьянничанье во всём: от экономических доктрин и чудовищных реформ в сфере образования – до названий кафе и фирм.
Только став собой, вернувшись к себе, мы займём своё место – и тем самым повысим ставки.
Россия должна и может стать примером для человечества, выйдя из навязанной нам глобалистской паутины: к чертям всю эту оффшорную аристократию, к чертям Болонскую систему и ЕГЭ, к чертям пришедшие к нам оттуда бесконечные дегенеративные ток-шоу на телевидении, к чертям «оптимизацию» медицины, к чертям вульгарно западническую интеллигенцию, которая навязывает нам восприятие истории России – как череды пыток и зверств. Мы создадим и воспитаем свою, национальную научную, рабочую, военную аристократию, свою, национальную интеллигенцию – вместо этих вот проходимцев, бесконечно требующих от русского народа покаяния и рассуждающих о необходимости сдачи Ленинграда фашистам.
Наша судьба – признаться самим себе, что мы – это мы. А не «часть западной цивилизации», что-то вроде огромной, на три четверти Евразии, Болгарии или Румынии – прекрасных стран, между прочим, но стреноженных Евросоюзом и потерявших по сути свой суверенитет: они там не могут без окрика из Брюсселя назначить свою цену на хлеб, и уж тем более без согласования с Вашингтоном не выбирают ни президентов, ни министров.
Мы же должны научиться общаться с миром на равным. Чётко, спокойно и, если надо, жёстко.
Если для этого нужно создать свою независимую экономику – надо её создавать немедленно, зверскими темпами.
– Партия «За правду» – чем она отличается от остальных? От «Единой России», КПРФ, ЛДПР, СР? Тем только, что создана недавно, и в неё входят люди, ранее не замеченные во власти?
– Отличается, знаете, всем. Другие люди, другая идеология, другое поколение, другой подход к партийной работе, другая программа, другие установки.
Мы более непримиримы, мы называем вещи своими именами.
Мы прямо говорим, что недра необходимо вернуть народу из частных рук. Что мы отменим ЕГЭ. Что мы понизим пенсионный возраст. Что мы не только будем отстаивать вхождение в состав России ДНР и ЛНР, но настаиваем на полной смене политического класса в Киеве, на полной деконструкции нынешнего политического устройства на Украине.
Почитайте нашу программу, там всё самым подробным образом расписано. Нет ни одной, столь же бескомпромиссной и жёсткой политической силы в России.
– Читая программу партии «За правду», сразу обращаешь внимание на предложение ввести безусловный базовый доход. Знаем, что во многих странах сейчас активно обсуждается эта тема, а в некоторых уже внедряется. Партия «За правду» – первая в России. До вас никто этого не предлагал. Как думаете, будет ли безусловный базовый доход работать и помогать не только гражданам, но и экономике в целом?
– Ну, конечно же, человек, получающий дополнительные – и не столь уж большие, прямо говоря, деньги – никогда не превратится в «социального иждивенца», но получит минимальный стимул, чтоб приобрести необходимую вещь ребёнку, или, скажем, в театр сходить, или хотя бы в зоопарк. В любом случае, это не деньги, которые «лежат», а деньги – немедленно идущие в экономику.
Граждане, получая деньги просто за то, что они граждане России – неизбежно чувствуют уважение государства, внимание к себе.
Скажем, все участники антитеррористической операции на Кавказе получают уже многие годы специальные выплаты – не Бог весть какие деньги, но они символизируют уважение государства к офицерам и солдатам: вы служили, вы рисковали, мы помним.
Ну так у нас и вся страна, знаете, не из тунеядцев состоит – мы почти все работаем, и мы все на самом деле наследники этого огромного богатства – ведь это наши деды и прадеды отвоевали и освоили землю под нашими ногами. Ну так дайте нам по копейке со всего этого – а то прибыль с этого отчего-то идёт в конкретные карманы конкретных людей, которых скоро разорвёт от сверхдоходов.
– Продолжим о программе партии «За правду». «Национализация природных ресурсов» многим покажется прямым популизмом, а ваши либеральные оппоненты сразу вспомнят Шарикова…
– Пусть наши оппоненты лучше вспомнят Швондера, они типологически его напоминают.
Я, сколько не вглядываюсь в Сергея Михеева или в Киру Сазонову, – Шарикова не вижу. А едва посмотрю на какого-нибудь Шендеровича, и сразу ассоциация неумолимая приходит.
Что до национализации, то совсем недавно она имела место, и – при всех вопросах к СССР – у нас была вторая экономика мира.
А с тех пор, как мы стремительно и доблестно всё что могли приватизировали – мы даже не в десятке. Это просто – элементарные цифры. И выводы тоже предельно просты – так, как мы предлагаем, выгоднее для всех. А так, как предлагают наши оппоненты – выгоднее для некоторых. И этих некоторых мы знаем поимённо.
– «Народные предприятия», где работники должны быть акционерами, это ведь, как и национализация природных ресурсов, – по сути, пересмотр итогов приватизации, тема в России табуированная. Как надеетесь преодолеть это табу?
– Главное – поставить цель и проговорить то, что считаешь нужным.
И потом вдруг выясняется, что это табу назначили выгодоприобретатели приватизации и великого перелома 90-х – и нет никаких причин идти у них по-прежнему на поводу.
Мы не говорим о глобальной деприватизации; но мы говорим о смене, что называется, тренда – и, уверяю вас, даже выгодоприобретатели приватизации, вынуждены будут смириться с новой постановкой вопроса: а куда они денутся?
Никакой другой страны, где их ждут и поставят на руководство сверхкорпорациями – нет. Или вы всерьёз верите, что они – вместе со своей личной охраной – устроят здесь Гражданскую войну? Съедутся на Дону и организуют Добровольческое движение?
Ничего этого не будет.
Ни один нормальный человек в стране не объяснит, как так получилось, что за время эпидемии коронавируса в России стало больше долларовых миллиардеров – в чём тут прикол?
Если даже в момент кризиса кто-то богатеет – надо сделать так, чтоб богатело государство, а не конкретные персонажи.
– Плановая экономика – насколько это в эпоху цифровизации не ностальгический символ, а работающая история?
– То, что саморегулирующийся рынок – бред и разводка для дураков, понятно было уже в 90-е годы. Главные мировые экономики беспощадно блюдут свои интересы и, если кто-то на них посягает, сносят правительства и начинают войны на всех континентах.
А по России до сих пор бродят взлохмаченные либеральные чудаки, что-то тут рассказывающие про «саморегуляцию».
Наработки советской плановой системы легли в основу японской экономики, работают не только в Китае, но и, скажем, в Скандинавии.
Никакой ностальгии. Просто стремление к порядку и здравому смыслу.
Как раз в условиях цифровизации, загнав в компьютер все данные, можно с точностью до копейки высчитать, как нам накормить всех голодных и укротить аппетиты самых сытых.
– Прокомментируйте, пожалуйста, предложения партии «За правду» по налоговой реформе – они выглядят революционными. Скажем, уже введение прогрессивной системы налогообложения вызовет серьезное сопротивление, а деофшоризация и поступление налоговых платежей по месту географической прописки предприятий, т. е. напрямую в регионы – в наших условиях и вовсе фантастика.
– Всё это на самом деле можно сделать. Вспомните те же девяностые: вообще бОльшая часть экономики жила на «серых» схемах. Все эти зарплаты в конвертах. Кто-то, вообще, зарплату, я помню, в долларах получал. Всё это было и казалось нормальным. А потом – всё это исчезло, и «белая» зарплата каждому на карту стала нормой. Поэтому нет здесь никакой фантастики.
Ну, ненормально же то, что и рядовой работяга, и мультимиллионер платят по единой ставке налогообложения. Совесть же должна быть какая-то. Куда вам всё это, господа миллиардеры? Делиться надо!
И с выводом денег за рубеж тоже надо заканчивать. Я тут недавно узнал, что у нас не облагаются налогом дивиденды, поступающие нашим гражданам с их компаний в оффшорах. То есть заводы работают в нашей стране, загрязняют наши реки и поля, прибыль идёт на счета во всякие там оффшорные зоны, эта прибыль переводится в дивиденды и направляется обратно в Россию. Так, оказывается, с этих дивидендов не платятся никакие налоги. Мы, вообще, в своём уме? Минфин хотел ввести ставку налогообложения в 13% – ту самую «плоскую», самую обычную, не повышенную. И что вы думаете? Решили отложить до 2024 года. Нам же деньги не нужны! Пусть олигархи в своих оффшорах жиреют дальше. И это наш современный государственный подход. Мне одному кажется, что это ненормально?
– Принципиальный блок вопросов по образованию. Почему вы столь жестко выступаете за отмену ЕГЭ и дистанционной системы обучения? Более того, вы прямо говорите о возврате к советской системе образования.
– ЕГЭ – в целом, система механическая, губящая творческое начало в ребёнке.
Сторонники ЕГЭ сразу начинают рассказывать, что эта система даёт возможность людям из глубинки поступать в столичные ВУЗы, что, в известном смысле всё-таки является манипуляцией. В ВУЗах надо коррупцию укоротить – а циркуляцию абитуриентов в СССР мы отлично помним – безо всякого ЕГЭ вчерашние школьники из Якутии и Башкирии, с Кавказа, откуда угодно – поступали в любые ВУЗы. А то вы не помните эту вечную песню нашей неполживой, в основном московской, интеллигенции – как они не попадали в ВУЗы, а попадали туда почему-то представители национальных окраин. Советский Союз мог отстроить эту сложнейшую регуляцию – к тому же, с получением гарантированной работы по окончанию ВУЗа, что сегодня тоже утеряно.
Дистанционка – это второй, и уже, не побоюсь этого слова, смертельный удар по образованию. Обучение – занятие коллективное, это исторически, столетиями отстроенный процесс. Учение требует прямого контакта учителя и ученика, немедленной, зачастую даже тактильной обратной связи.
В России, где за 90-е годы катастрофически упал уровень образования – мы имеем целое поколение родителей, не имеющих, строго говоря, достойного образования и, чего уж скрывать, миллионы людей так или иначе «купивших» себе дипломы.
И вот теперь эти родители ещё и будут присматривать за тем, как их дети учатся на дому! И так огромная часть населения пребывает в некоторой дикости – ну давайте ещё одно-другое поколение дикарей воспитаем.
Иначе как диверсией всё это не назовёшь.
Они ведь что делают? – они экономят на нас! Образование – дорого, школы чинить – дорого, спортзалы содержать – дорого, иметь армию педагогов – дорого. А давайте мы всё это «оптимизируем»?!
А давайте мы лучше вас самих оптимизируем, ребята. И заживём тогда.
– Ваши предложения по пенсиям, по сути, отменяют недавно принятые поправки в соответствующее законодательство о повышении пенсионного возраста.
– Да, отменяют. Прошедшая пенсионная реформа – это ошибка. Её надо исправлять. И чем быстрее – тем лучше. Практика показала, что бездефицитного Пенсионного фонда у нас все равно не будет. Ему, так или иначе, требуются бюджетные вливания. И это нормально. Нет в этом ничего страшного. Вообще, тезис о том, что пенсионеров должно «содержать» нынешнее поколение работающих, кажется мне предельно цинично-издевательским. Что это за ерунда такая? Если человек заработал пенсию – он должен её получать. Какое ему дело до дефицита Пенсионного фонда? Его не должно это волновать. По большому счёту, надо давно ликвидировать весь этот пенсионный фонд со всеми его руководителями и особняками по всей стране. Вы поездите по стране: в каждом областном центре самый шикарный особняк – это Пенсионный фонд. Сколько это издевательство может продолжаться? Давайте просто платить пенсии из бюджета и не городить огород с фондами и прочей ерундой. И от пенсионной реформы давайте срочно отказываться. У нас есть вполне понятное всем предложение: устанавливаем для всех пенсионный возраст в 60 лет. При этом женщинам его сокращаем на два года за каждого рождённого или усыновлённого ребёнка.
– Поддержка семьи и молодёжи. Какие меры видятся вам первоочередными?
– Мы забыли про то, что семья – основа общества. У нас разводов больше, чем заключающихся браков. Я не знаю, как там получается арифметически, но это правда. Ценность семьи чудовищно забыта и нивелирована до какого-то немыслимого уровня. Я не буду сейчас долго говорить про нравственное воспитание. Я сам многодетный отец, для меня это всё часть моей жизни.
Самое важное, что мы предлагаем – «Детский миллион». Это очень простая и действенная мера. Рождается новый гражданин – ему в государственном банке открывается депозит на миллион рублей. Воспользоваться он им сможет через 18 лет, когда миллион этот, как минимум, удвоится. Но потратить этот миллион, как и материнский капитал, можно только на определённые цели – образование, улучшение жилищных условий, что-то ещё подобное… Реально ли это? Да, вполне реально! У нас каждый год рождается порядка полутора миллионов младенцев. Ежегодно на это нужно выделять полтора триллиона рублей. Сумма, более чем подъёмная для нашего бюджета. При этом никакая инфляция, чего очень «боятся» либералы, не разгоняется: деньги просто с одного счёта перемещаются на другой. Но какую колоссальную уверенность это создаст в людях: о каждом ребёнке государство позаботится. Глядишь, и разводов будет меньше в нашей стране…
Газета ЗА ПРАВДУ N 1, Рязань
Свежие комментарии